К СОДЕРЖАНИЮ

Ориген

ок. 185 г. - 254 г.

Origenus

Всего полтора столетия минуло со времени принятия Иисусом Христом крестных мук, а ясное чистое учение Его уже затуманено лжетолкователями, уже растет власть отцов церкви, извращающих евангельские заветы в своем стремлении к власти над умами и душами людей. Уже ждет Земля нового Светоча, который примет на себя бремя водительства на пути к Богу. Этим новым ярким светочем стал Ориген.

Ориген родился в Александрии приблизительно в 185 году в греческой семье, принявшей христианство. От своего отца Леонида, учителя грамматики христианского училища, он получил хорошее образование. В 202 году семью постигло горе - во время жестких гонений на христиан при императоре Септимии Севере, Леонид был заключён в тюрьму и вскоре казнён. Юный Ориген, горячо любивший своего отца и видевший высшее счастье человека в мученичестве за веру, пытался даже добровольно сдаться властям, чтобы разделить участь Леонида. Матери с великим трудом удалось удержать сына от этого шага. Казнь Леонида и последовавшая за ней конфискация имущества поставили 17-летнего Оригена перед проблемой содержания большой семьи - матери и шестерых младших братьев. Он начинает давать уроки грамматики и риторики и вскоре избирается в наставники знаменитой кахетической школы в Александрии.

Преподавание и первые сочинения на богословские темы принесли Оригену обширную известность, что побуждало обращаться к нему за советом из отдалённых местностей и вызвало два его путешествия - в Рим и в Аравию. В 209-210 годах Ориген слушал лекции основателя неоплотонической школы в Александрии Аммония Сакка, безусловно, оказавшие немалое влияние на его философию.

Во время гонения на Александрийскую школу при императоре Каракалле (216 год), почитатели уговорили Оригена удалиться в Палестину, где два преданные епископа Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский дали ему приют. По их настоянию Ориген, не имевший церковного сана, разъяснял Священное Писание перед многочисленными собраниями верующих в храмах. Это вызвало негодование александрийского епископа Дмитрия, заставившего Оригена вернуться в Александрию. С 217 года в течение 10 лет он занимался преподаванием и одновременно писал богословские и философские сочинения.

В 228 году Ориген был вызван по церковным делам в Грецию и на обратном пути принял в Кесарии рукоположение в пресвитеры от епископов Александра и Феоктиста. Разгневанный этим епископ Дмитрий на двух местных соборах осудил Оригена, объявив его недостойным звания учителя и лишив пресвитерского сана. Сообщив этот приговор через окружное послание прочим церквям, Дмитрий получил согласие всех, за исключением палестинских, финикийских, аравийских и ахайских. Акты египетских соборов не сохранились, по существующим же свидетельствам основанием для приговора кроме вины “проповедания мирянина в присутствии епископов” служило принятие рукоположения от посторонних иерархов и “некоторые неправославные мнения”.

С этого времени (231 г.) начинаются постоянные гонения на Оригена, его преследуют обвинения и клевета. Но ничто не смущает его. Он переносит свою деятельность в Кесарию Палестинскую, куда вслед за ним переселяются многочисленные его ученики. Ориген не перестает совершать поездки, всюду ведя проповедническую деятельность, участвует в богословских диспутах, где ему удается обратить в истинное христианство часть из своих оппонентов, приверженцев учений об одновременной смерти души и тела и одновременном воскрешении их. В Ботре (Арарвия) Ориген обращает на истинный путь местного епископа Берилла, неверно учившего о лице Иисуса Христа. По приглашению Юлии Маммен, матери императора Александра Севера, он посещает её в Антиохии и дает наставления в вере".

Новая волна гонения на христианство поднимается в 236 году. Многие из друзей и сподвижников Оригена оказываются в тюремном застенке. В своем “Увещевании к мученичеству” Ориген старается поддержать дух мучеников за веру, отвратить их от самой мысли об отречении от Христа: “Преследуемый за веру под пытками теснейшим образом соединяется с тем, кого он публично исповедует”. "Если мы желаем свою душу, дабы её снова получить не в виде души, а в лучшем виде, то должны мы потерять её в мученичестве. Если мы сложим душу с стопам Христа, то доставим ей истинное спасение.” Подвергая себя смертельной опасности, Ориген сопровождал приговоренных к месту казни, поддерживая их пламенем своего сердца. Он заботился о семьях казненных и томящихся в тюрьмах христиан. Чаша мученичества за веру не миновала и самого Оригена. На 70-м году жизни Тире он был арестован, закован в цепи и подвергся тяжким истязаниям и хотя впоследствии его выпустили на свободу, из-за перенесенных пыток он скончался в 254 году. Тело его было погребено в Тире в храме Христа Спасителя.

Жизнь Оригена была всецело отдана несению людям света учения Христа и защиты его от лжетолкования. Материальная сторона жизни была сведена им к минимуму; он мало спал, часто постился; с аскетизмом сочетал благотворительность, особенно заботясь о пострадавших во время гонений и их семьях.

Главные свои труды Ориген направил на изучение Библии, как писания, содержащего в себе Божественные откровения. Им был выполнен колоссальный труд - гекзапла - сравнительное исследование различных редакций текста Ветхого Завета. На основании сличения этих редакций, Ориген пытался установить критически проверенный текст Ветхого Завета. Труд этот хранился в Кесарии до 653 года, когда он был сожжён при взятии города арабами. Для греческих и восточных богословов гекзапла Оригена в течение четырех веков служила основным источником библейской эрудиции.

Литературно-философское наследие Оригена исчисляется тысячами книг. К сожалению, очень немногое сохранилось до наших дней. На русском языке в XIX веке были изданы лишь “Трактат о молитве”, “Слово увещательное к мученичеству” и трактат “О началах”, где Ориген изложил свои взгляды на основные предметы веры.

Источником истинного познания Ориген считал откровения Иисуса Христа, который, как Слово Божие, говорил и до своего личного появления - через Моисея и пророков, и после - через апостолов. Данное откровение содержится в Священном Писании, но познание его истинного смысла дано лишь умам подготовленным к принятию истинной мудрости. Все положения своей доктрины Ориген доказывает опираясь именно на Священное Писание, при чем не столько на “букву”, сколько на “душу и дух” последнего, отвергая попытки буквального понимание некоторых мест Ветхого и Нового Заветов и настаивая именно на нравственном и назидательном смысле. Он учил, что в отличие от ранее приносимых учений, христианство не различало в явном виде знания, даваемые массам и посвященным; Библия сочетает в себе как экзотерическое, так и эзотерическое знание; глубина восприятия этого знания зависит от степени подготовленности человека, от его “духовной зрелости”.

Отмечая непререкаемость основных пунктов вероучения, Ориген убедительно показывает глубинный смысл таких высоких понятий, как Бог, Иисус Христос, Дух Святой, душа человеческая. Сотворение мира богом Ориген трактовал, как вечно длящийся акт: прежде этого мира были другие и после него были и будут другие миры. В Учении о Боге он настаивает особенно на бестелесности Божества, доказывая, что Бог есть свет не для глаз, но для ума, Им просвещенного. “Бога не должно считать каким-то телом или пребывающим в теле, но - просто духовной природой, не допускающей в себе никакой сложности”. Создав этот мир по образу и подобию своему, Бог наделил души свободною волей. Именно движимые свободною волей одни души устремлялись к добру и свету и образовали “чин ангелов”, другие решительно отвратились от Бога, став злыми демонами, и наконец третьи, в которых противоположные устремления находились в некотором равновесии, стали человеческими душами. И так как природе Бога не свойственно действовать тиранически, то для спасения человеческих душ допускаются лишь такие средства, которые естественным путем испытания последствий совершаемого зла и постоянным внушением лучшего приводят падших к обращению и возвышению. Свобода воли никогда не утрачивается разумными существами, вследствие чего они всегда могут подняться из самого глубокого падения. На этом фоне особым светом выделяет Ориген образ Христа. Христос, по его мнению, - это соединение Божественного Отца с совершенным человеком, душа которого никогда не охладевала в своей пламенной любви к Богу.

С поразительной ясностью и смелостью показывает Ориген действие закона кармы, как при рождении, так и при переходе в мир бестелесный, показывая, что есть адские муки и как “каждый грешник сам для себя зажигает пламя собственного огня”. Он пишет: “Степень предшествующих заслуг всегда служит основанием будущего состояния и, таким образом, бессмертным и вечным судом правды... бессмертная душа приводится к высшему совершенству... Одни души назначаются для почетного, другие для низкого употребления, это есть следствие предшествующих заслуг или преступлений их”.

Центральной мыслью у Оригена является окончательное просветление и воссоединение всех свободно-разумных существ с Богом (учение о апокатастасисе). Христианские теологи резко осуждали Оригена за это “еретическое” учение и за включение в состав христианского учения “несовместимых” с ним тезисов античной философии о предсуществовании душ.

В VI веке император Юстиниан возбудил формальный процесс против Оригена по обвинению его в 10-ти ересях. Вследствие этого процесса на шестом константинопольском соборе в 543 году Ориген был объявлен еретиком , а труды его подлежали уничтожению. Однако авторитет Оригена не был уничтожен, влияние его идей испытали многие мыслители средневековья.

В современную эпоху начинает пробуждаться интерес мыслящих людей к источникам знаний о христианской вере, среди который огромное значение имеют труды Оригена. “...западная церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещенные церковники поняли, что они зашли в тупик со своими мертвящими догмами ... Истинно, если бы наши отцы церкви последовали примеру западного духовенства и принялись за изучение трудов Великого Оригена, этого истинного светоча христианства, и догмы церковные отпали бы, как оковы и скопы железные, и церковь, тело Христово, истинно, восстало бы из гроба”.

 

Источники:

1. Ориген. “О началах”.
2. Письма Елены Рерих.
3. Алексей Максютин. Жизнь и творения Оригена Александрийского
4. Брокгауз и Ефрон. “Энциклопедический словарь”. т. 22
5. Философский энциклопедический словарь.

 

Учение:

 

Ссылки в Internet:

 

Биографические материалы подготовлены Еленой Юрьевной Зазнобиной.